Обратная
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:

С журналом «Библиотека» – 2013. - № 3 знакомит Немцева Т.Н., библиотекарь ИМС


В номере опубликовано несколько, на мой взгляд, интересных и актуальных статей, которые заслуживают особого внимания. Эти статьи основаны на опыте работы библиотекарей в современных условиях, а самое ценное -  предоставлены рекомендации для начинающих осваивать аналогичную область деятельности.

И. Шеина, главный библиотекарь Областной научной библиотеки г. Калининград в своей статье «Фандрайзинг - поиск средств для общественных инициатив» рекомендует к рассмотрению несколько правил составления грантовых заявок. 
Выдержки из статьи
«Фандрайзинг» обозначает обычный и всем знакомый поиск средств, которым мы, на бытовом уровне занимаемся постоянно. Но одно дело — изыскивать средства на что-либо лично для себя, и совсем другое — постараться уговорить незнакомых людей обеспечить финансирование деятельности, в которой они мало что понимают.
В качестве примера эффективной деятельности по фандрайзингу можно привести успехи нашей Калининградской областной научной библиотеки. Получение дополнительного финансирования способно расширить сферу влияния организации, укрепить её авторитет и создать базу для новых программ развития.
Говорим честно и открыто: невозможно выжить с помощью только лишь грантовых средств. Необходим поиск и других источников финансирования. Почему?
- во-первых, большинство программ предполагает софинансирование проектов: от 25 до 75 (а иногда и до 90) процентов собственных вложений или дополнительно привлечённых средств из других источников;
- во-вторых, грантодатели финансируют только те организации, в деятельности которых лично заинтересованы по каким-либо причинам.
- в-третьих, получатели грантов вынуждены перестраивать основную деятельность, подгоняя её под условия предлагаемых программ.
- в-четвёртых, составление заявок осуществляется, как правило, за полгода - год до предполагаемых действий. Их рассмотрение длится несколько недель, в течение которых претендент ничего (!) не знает о своих шансах на получение средств, но вынужден заранее готовить ресурсы для ведения проектной деятельности на случай положительного решения.
И последнее. Любая грантовая программа выстраивается с учётом того, что получатель гранта продолжит начатую в рамках проекта деятельность уже за счёт собственных средств.

Наша задача в этой статье — дать некоторые рекомендации и подчеркнуть узловые моменты в грантовой деятельности … Итак...
Для составления заявки лучше формировать команду из людей, умеющих генерировать идеи, выстраивать их в виде рабочего плана, рассчитывать детали, составлять бюджет.
Основные элементы проекта:
титульный лист, представляющий собой очень короткое, на одной странице, перечисление узловых моментов заявки: название проекта, направление работы, название
и координаты организации-заявителя, имена основных исполнителей и их контактная информация, цель, задачи, запрашиваемая сумма и общая стоимость проекта;
•    описание проблемы, которая может быть решена (обоснование необходимости проекта должно быть аргументированным и учитывать приоритеты грантодателя);
•    описание организации, которая будет решать проблему, и её опыта соответствующей деятельности;
•    целевая группа, на которую ориентирован проект (должна быть интересна не только запрашивающей стороне, но и грантодателю);
•    основная идея проекта, методы и этапы решения проблем, сроки и география проекта (должны соответствовать условиям конкурса; формулировка идеи является основной точкой опоры для заявки на грант, от неё зависят постановка задач и обоснование бюджета);
•    конкретные ожидаемые результаты решения проблем (должны быть одновременно впечатляющими и обоснованными);
•    желательно, чтобы мониторинг и оценка проектной деятельности осуществлялись сторонними компетентными организациями;
•    дальнейшее развитие проекта ;
•    необходимые ресурсы и обоснование затрат на решение обозначенной проблемы (бюджет заявки представляет собой не просьбу организации о денежной поддержке, а подробное разъяснение расходов, необходимых для выполнения);
•    приложения — документация, рекомендательные письма и другие материалы (должны подтверждать компетентность, кредитоспособность и надёжность организации- заявителя).
Вся заявка должна быть ясной, конкретной и логичной. Как знаем и то, что название призвано быть кратким, отражающим суть предполагаемой деятельности и привлекающим внимание. Первое, что видят эксперты, — именно название. Если оно зацепит внимание, проект будет изучен. Если же оно невыразительно и не отражает сути, то можно быть уверенным в отказе.

Особое внимание эксперты обращают и на то, насколько точно определяются затраты на те или иные виды деятельности, как сформулированы задачи проекта, насколько сама организация со-ответствует заявленной специализации. Особое внимание грантодающие организации уделяют рассмотрению резюме и информации об исполнителях. Успешный проект для воплощения в жизнь требует компетентных людей.
Это очень краткое описание основных моментов составления заявки. Имеется множество других важных элементов, которые необходимо учитывать. Рекомендации по написанию грантовых заявок многократно разработаны. Их легко найти в специальной литературе и в Интернете.
Если получен отказ, то можно начать поиск другого «донора», доработать проект, дать его прочитать посторонним людям, чтобы понять, все ли идеи изложены чётко и убедительно. Надо продолжать работать, пока не будет достигнута цель.
Названия и подробную информацию о грантодающих организаций и их российских представительств можно найти в Интернете (Фонд имени Генриха Белля, Фонд «Созидание», Фонд «Новые Перспективы», Фонд «Евразия» и др). О текущих конкурсах грантов можно получить информацию на сайтах http://www.trainet.org/; http://www.informika.ru/ и некоторых других, которые также не¬сложно найти в Интернете.
Удачи вам!

И. Огнева, зав. отделом  Центральной городской библиотеки имени А.М. Горького г. Арзамас в статье «Эффект сарафанного радио» делится опытом продвижения в интернете (стань своим в социальных сетях)
Библиотекам сегодня важно быть активными в виртуальной среде: это эффективный способ изучения мнения людей об услугах, инструмент формирования положительного имиджа учреждения, налаживания связей с реальными или потенциальными читателями.

 «Социальные медиа» - некий набор онлайн- технологий, позволяющих людям общаться между собой. Общение может принимать различные формы — обмена мнениями, опытом и знаниями, новостями, информацией, видео, фото, музыкой, рекомендациями, взаимодействия друг с другом, налаживания контактов и т. д.
Разновидности социальных медиа: интернет-сообщества; блоги; социальные сети; совместные проекты; геосоциальные сервисы и пр.
Как начать своё продвижение в социальных сетях? Для этого необходимо:
- выбрать форму площадок для работы (блог; страница или группа в социальной сети, видеоканал на хостинге YouTube и т. д.);
- придумать стиль, описать основные принципы, создать ключевые тексты;
- разработать концепцию (примерный перечень тематических разделов для страницы, частота наполнения, использование аудио- видеоматериалов, примерный «редакционный план» на первые месяц-два работы);
- подобрать базовую информацию для наполнения страницы на первые две-три недели её функционирования и т.д.
Сайт
Визитной карточкой библиотеки в Интернете является сайт. Это её официальное представительство, ресурс для оказания удалённых услуг (электронные каталог, доставка документов, коллекции и т. д.).
Блоги
Дополнением к сайту может служить блог. Создать и вести его могут сами библиотекари, даже не очень «продвинутые». В отличие от сайта, блогов может быть несколько. Самое главное — определить, зачем вы их создаёте и для кого. Может быть, это будет тематический блог, или блог-проект, или что-то другое.
Блог — размещённый в Интернете дневник одного или нескольких пользователей. Выбор платформ для их ведения велик: блог-сервис Live Journal, WordPress, Blogger и пр.
Сегодня библиотечный блог может выполнять многие функции, присущие сайту: на нём можно публиковать разнообразную информацию, вставлять аудио-, видеоматериалы, представлять виртуальные выставки и списки интернет-ресурсов, выполнять виртуальные справки и онлайн-продления книг. Большинство библиотечных блогов создаётся на платформе Blogger: она отличается простотой и удобством.
Блог «Библиомания» изначально позиционировался как блог ЦБС. «Библиомания» рассказывала об опыте арзамасских библиотек, помогала читателям быть в курсе событий и знакомила с актуальными материалами, стала площадкой для профессионального общения и освоения новых сервисов. Сейчас «Библиомания» развивается как блог методиста.
Перспективным направлением автор статьи считает развитие тематических библиотечных блогов. Можно вспомнить практику клубов и любительских объединений, опыт группового информирования или популярные запросы пользователей. «Золотой жилой» для любой библиотеки является краеведение: такие блоги всегда будут востребованы у аудитории различного возраста.
Особенность блога может состоять в том, что каждое сообщение будет завершаться рекомендацией конкретной книги, которая имеется в фонде.
Оценивая эффективность работы блога, нужно исходить из задач, которые решает библиотека. Поэтому для одних признаком успешности станет число посещений и просмотров, для других — наличие обратной связи и комментариев, для третьих — вовлечение пользователей в совместную деятельность.
Микроблоги
Многие не хотят читать и писать большие тексты, поэтому растёт количество микроблогов. Их особенности — лаконичность сообщений, удобство и быстрота подготовки постов. Самым популярным сервисом для микроблоггинга является «Твиттер».
Корпоративный микро- блог — не место для высказывания личного мнения. В библиотечных твитах могут быть:
- ссылки на полезный материал, который опубликован на вашем или стороннем ресурсе;
- анонс (приглашение, ссылка) мероприятия, которое может заинтересовать ваших читателей;
- профессиональный совет или рекомендация;
- ссылка на новость, которая касается библиотечной деятельности;
- сообщения об изменениях в вашем ресурсе;
- ответы на твиты пользователей, чьи ленты вы регулярно читаете;
- сообщение об интересном факте;
- ссылка на интервью с интересным человеком;
- поздравление читателей с праздником и т. д.
Время жизни одного твита — около часа, поэтому лучше планировать несколько сообщений в течение дня. Пусть ваше присутствие будет регулярным и значащим.
Социальные сети
Следующее направление деятельности в социальных медиа — представительство в социальных сетях. Одна из обычных черт социальных сетей — система «друзей» и «групп». Лидерами социальных сетей являются: Facebook (Фейсбук), Google+, «ВКонтакте», «Мой мир» и «Одноклассники». Представительство библиотеки в социальных сетях даёт возможность мгновенно сообщить массе людей о новых изданиях, конкурсах или мероприятиях и распространить эту информацию дальше.
В статье дано подробное описание, как начинать работу в сетях: «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники».
Широкое распространение среди библиотек  начинают получать фото- и видеохостинги.
Одна из наиболее востребованных площадок — видеосервис YouTube. Библиотеки размещают здесь:
- сюжеты о своей работе;
- буктрейлеры, ролики о книгах и писателях;
- видеообзоры новых поступлений;
- социальную рекламу чтения;
- обучающие видеоролики, например по работе с каталогом (печатным или электронным);
- видеозаписи конференций и семинаров;
- интервью и многое другое.
Достоинства очевидны — огромная аудитория, возможность «вирусного» распространения, наличие пользовательских комментариев.
Фотохостинг — это сайт, предоставляющий пространство для хранения ваших изображений на определённых условиях. Изображения с фотохостинга удобно вставлять в блоги, сайты. Фотохостингов существует огромное количество. Можно выбрать на любой вкус, например Picasa или Яндекс.Фотки.
И. Огнева отмечает, что работа в социальной сети не приводит к моментальному наглядному результату. Сначала повышается узнаваемость бренда (то есть библиотеки), затем завоёвывается лояльность пользователей, далее происходит продвижение услуг и поиск новых партнёров.

Н. Дабарская методист Центральной городской Детской библиотеки имени С.Т. Аксакова г. Трехгорный Челябинской области в статье «Час профессионального общения» рассматривает актуальные методики профессионального обучения
Один день в неделю сотрудники этой библиотеки собираются на Час профессионального общения. Среди задач, решаемых с помощью этого мероприятия, автор отмечает:
- расширение библиотечных и общекультурных знаний сотрудников;
- углубление информированность сотрудников в области детской и юношеской педагогики и психологии;
- стимулирование профессионального самообразования библиотекарей;
- поиск новых методов и форм работы с читателями;
- знакомство с опытом теоретических и практических изысканий в области библиотечного дела России и других стран;
- изучение опыта обслуживания читателей и ресурсы собственной библиотеки.

В соответствии с задачами формируются разделы Программы: «Книга — читатель — библиотека», «Литературное образование», «Исследовательская деятельность — возможность углубления в профессию», «Профессиональная этика и этикет библиотекаря», «Самосовершенствование библиотекаря как личности» и пр.
Тематическое содержание Программы профессионального общения зависит от многих факторов, один из основных — пожелания сотрудников. Выявляются они с помощью устных и письменных анкет.
За годы действия Программы использовались многие формы повышения квалификации: деловые игры — ситуативные, ролевые, литературные; моделирование-поиск новых форм работы; визитная карточка отдела; дискуссии, конференции; различные варианты обзора (аналитический, обзор-экспозиция, экспресс-обзор, устный журнал).
 Формы работы, активизирующих самостоятельное творчество библиотекарей:
- реферат  («Формы индивидуальной творческой деятельности читателей в детской библиотеке»; «Растить читателя — общая задача семьи и библиотеки»; «Какой быть книжной выставке в детской библиотеке?»);
- библиотечное мини- исследование. Требования:исследование проводится на базе собственной библиотеки; количество респондентов — 30-50 человек.
- игровые журнальные выставки, оформление рейтинговых листков «Горячая десятка месяца». Эффективным средством повышения квалификации Н.Дабарская считает обобщение опыта собственного учреждения. Описание формы состоит из трёх частей. Первая — вводная, где обоснована актуальность и определена сущность конкретного опыта; вторая — обзорная, здесь представлен реферативный обзор научной и методической литературы, а также существующей практики по теме; третья — основная — собственно описание опыта.
Автор статьи отмечает, что искать новые идеи для собственного профессионального развития очень увлекательно.
Более подробно с разработками библиотеки можно ознакомиться в блоге «Копающаяся в методиках» (http: // mei—blog.blogspot.com/).

В статье «Неизбежность перемен?» В.Кикавец, зав.юридическим отделом Центральной универсальной научной библиотеки имени Н.А. Некрасова продолжает разговор о правовом обеспечении и модернизации библиотек, начатый в №2 (2013) журнала.
Кадры решают всё, а значит, правильно подобранный персонал и грамотная политика в этом отношении являются твёрдой гарантией успеха работы любого учреждения. В названной части статьи автор предлагает некоторые практические рекомендации по кадровому обеспечению библиотек мегаполиса.

Т. Осавлюк, ведущий библиотекарь Центральной городской библиотеки г. Полярный Мурманской области в статье «Единство индивидуальностей или Ум хорошо, а два лучше» поделилась опытом построения эффективного взаимодействия в коллективе.
Важной характеристикой любой социальной группы является то, что обычно называют сплочённостью. Группы, отличающиеся высоким уровнем сплочённости, как правило, имеют меньше проблем в межличностном общении, меньше недопонимания, напряжённости и недоверия, они быстрее достигают целей, стоящих перед ними, отличаются взаимовыручкой и взаимоподдержкой. В группе люди меньше подвержены стрессам, вырабатывают больше идей и лучше решают крупные междисциплинарные проблемы.
Достижение целей решалось с помощью тренингов на сплочение группы, специальных упражнений и заданий для снятия внутреннего напряжения и сплочения группы путём совместной деятельности.

В. Лавриненко, зав.отделом Научно-технической библиотеки Государственного технического университета имени В.Г. Шухова г. Белгород «Думай что и как говоришь». (Школа чистого слова для будущих инженеров) 
В статье рассказано о повышении уровня культуры с помощью программы занятий «Университет русского языка» для студентов первых курсов. Предпочтение отдаётся диалоговым формам: диспутам, Круглым столам, беседам с элементами дискуссии, актуальным диалогам, ролевым и ситуативным играм и др. Занятия построены таким образом, чтобы студенты обращались к литературе: художественной, справочной, классической, современной.
Интерес к совместной деятельности сотрудники библиотеки поддерживали с помощью практических заданий, тестов, тренингов. Результатом служат освоение студентами культуры делового общения, овладение речевым этикетом, а в ходе выполнения лингвистических заданий -  пополнение словарного запаса.

Г. Шеламова, методист Центральной городской библиотеки имени М. Горького г.Елец Липецкой области «Джинн выпущен из бутылки?» затрагивает тему развития читательской деятельности детей. В статье представлен опыт:
- развития мотивации к чтению,
- создания и работы виртуального интернет-клуба, где дети думают, размышляют, фантазируют, читают книги и делятся впечатлениями, участвуют в творческих конкурсах.
- сотрудничества с городскими СМИ, проведения опросов, анкетирования, социологических исследований.

Н. Филина, заведующая Городской детской библиотекой №2 г.Брянск в статье «Чтобы найден был каждый солдат» рассказывает о сотрудничестве и совместной деятельности с поисковым объединением «Витязь». Библиотекари здесь выступают в качестве организаторов и координаторов, а главная роль в исследовательской и поисковой деятельности отводится читателям-подросткам. Основная задача центра – предоставление на безвозмездной основе информации о судьбах граждан бывшего СССР, погибших на полях сражений, в плену или пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны.

И.Шуминова, главный библиотекарь отдела Областной научной библиотеки имени Н.К. Крупской «Не надейтесь избавиться от книг» приводит свой опыт и размышления на тему продвижения и поддержки чтения.
Прочесть книгу и «заразить» своим впечатлением читателя должен сначала библиотекарь. Он – начало читательской цепочки. Увлечь другого – под силу только творческому человеку. Реализованный в библиотеке проект «Уроки жизни» ориентирован на тех, кто вообще не хочет читать. На встречах с аудиторией произведения читают вслух, затем аудитория обсуждает услышанное. Сотрудники библиотеки подбирают  лучшие произведения классической и современной отечественной и зарубежной литературы малой формы (рассказы).

М. Попова, заместитель директора Центральной городской библиотеки г.Нижний Тагил «Волшебные сказки для золушек» делится опытом работы библиотеки с незрячими людьми.

Т. Синкевич, зав.сектором Центральной городской детской библиотеки имени А.С.Пушкина. «Пушкин-холл – проект, которого ждали» (Выставка одного экспоната)
Библиотекой накоплен многолетний опыт работы: деятельность «Пушкинского лектория», ведение картотеки «Пушкиниана», формирование уникального книжного фонда «Пушкиниана на Большой Морской, 33», организация детских творческих конкурсов «Я на Пушкина похож», турниров юных стихотворцев, подготовка Всероссийской Пушкинской ассамблеи (2010 г), издательская деятельность.
Цель проекта «Пушкин-холл» - популяризация жизни и творческого наследия национального гения и среди широкой аудитории пользователей посредством организации тематического экспозиционного пространства для хронологически упорядоченного представления информации рекомендательного или ознакомительного свойства, носящей личностно выраженный характер.
«Пушкин-холл» - это:
- выставка одного экспоната
- сопроводительная информация, оформленная посредством системы модулей
Название проекта обусловлено «сложением» двух составляющих – содержания (Пушкиниана) и размещения (холл второго этажа здания библиотеки).

Н. Шахова, заслуженный работник культуры Российской Федерации г. Москва «Москва, Китайгородский проезд… Адрес, ставший судьбой» рассказывает о собственном опыте работы в Министерстве культуры.

© МБУ ВМЦБС р.п.Чегдомын, 2011-2022

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru