Обратная
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:

СЕРДЦА МОЕГО БОЛЬ
(Владимир Богомолов)

«Я считаю, что молодежь принесла главную жертву в войне. Сколько прекрасных молодых
людей мы потеряли! Сколько матерей не дождались с войны детей!»

Маршал Г. К. Жуков

 

В произведениях  В. Богомолова, например таких известных,  как «Иван» и «Зося», не увидишь подробного бытописания окопной жизни, изображения боя и т. д., хотя действие этих произведений и происходит на передовой или вблизи нее. Сам В. Богомолов говорил, что его как художника интересует не война сама по себе, а «человек, главным образом молодой, причем обязательно Воин и Гражданин» .Именно таким Воином и Гражданином предстает перед нами главный герой знаменитой повести В. Богомолова «Иван», написанной в 1957 году. Многое привлекает в этом произведении: и своеобразный поворот военной темы, и насыщенный действием, динамичный сюжет, и психологически очень достоверные характеры персонажей. Но главная удача повести — центральный ее герой, двенадцатилетний разведчик Иван Буслов.

В этом полнокровном, мастерски созданном образе писателю удалось как бы сфокусировать все то, что так наглядно выявила минувшая война,— всенародный характер борьбы с фашистскими захватчиками, жестокую бескомпромиссность этой борьбы, массовый героизм, трагедию понесенных народом жертв.
«Иван» — это повесть о разведчике. И Богомолов вводит некоторые черты приключенческого жанра. Неожиданно появляется Иван и так же неожиданно исчезает. И лишь случайность позволяет рассказчику, а вместе с ним и нам узнать о дальнейшей судьбе героя. Очень подробно показано в повести проведение специальной операции — переброска разведчика в тыл врага. Но все это опять же как бы фон, обстановка,«подсобный материал». Основное и главное здесь для писателя — показать внутренний мир юного героя, раскрыть его характер, передать те чувства, которые владели им и помогали в труднейшей его фронтовой «работе». «Главное для меня в «Иване»,— заявлял писатель,— это гражданственность, неприятие человеком (в данном случае двенадцатилетним мальчиком)зла и несправедливости, изображение ненависти ребенка к немецким захватчикам и его самого активного противодействия».
И не случайно В. Богомолов так внимателен здесь к мельчайшим движениям души своего героя, к самым незначительным проявлениям его характера, так подробен и точен в портретных описаниях, которые автор дает несколько раз на протяжении всего повествования и которые выполняют в произведении существенную художественную функцию. Весь внешний облик главного героя, каким видим мы его при первой встрече,— худенький мальчишка лет одиннадцати, весь посиневший от холода, в мокрых, прилипших к телу рубашке и штанах, с угрюмым не по-детски сосредоточенным лицом — призван как бы контрастно подчеркнуть внутреннюю силу Ивана, его огромное мужество и каждодневно проявляемый героизм. Вот одна небольшая деталь — и мы ясно представляем себе, каково приходится на фронте этому маленькому солдату. Рассказчик, впервые увидев Ивана и узнав, что он переправился вплавь через Днепр, не может в это поверить. Он вспоминает разосланное по воинским частям наставление, и в этом рассчитанном на взрослых, здоровых мужчин наставлении было сказано: «...если же температура воды ниже +15°, то переправа вплавь даже для хорошего пловца исключительно трудна, а через широкие реки невозможна».
Это если ниже +15°, а если примерно (-5°)?

Переправа вплавь через студеный октябрьский Днепр лишь эпизод в полной опасностей жизни Ивана. Из отдельных реплик, через разных людей, знавших мальчика, мы постепенно кое-что узнаем о его жизни, о его судьбе. Сведения эти очень скудны («А ты о нем забудь и на будущее учти: о закордонниках спрашивать не следует. Чем меньше о них говорят и чем меньше людей о них знает, тем дольше они живут...» — говорит рассказчику начальник разведки армии), но они многое объясняют в характере Ивана, в его отношении к своему делу, в его понимании своего места в общей борьбе. «Ему столько довелось пережить,— говорит разведчик Холин,— что нам и не снилось». Но мальчик в «Иване», как считает сам автор повести,— не объект жалости. Мужественные, суровые люди относятся к нему с любовью и нежностью не оттого, что он потерял мать, сестренку, отца, а потому, что, на каждом шагу рискуя жизнью, он умудряется делать больше, чем это удается взрослым разведчикам. В великом фронтовом братстве он и в свои двенадцать лет труженик, а не иждивенец».

В финале повести автор, рассказывая о дальнейшей судьбе своего героя, применит своеобразный прием, который впоследствии часто можно будет встретить у других писателей, работающих над военной темой, и который с большим успехом сам В. Богомолов применит в своем известном романе, посвященном деятельности советской контрразведки в годы Великой Отечественной войны «Момент истины» («В августе сорок четвертого...»), заканчивая рассказ, писатель вводит в текст «документ», но не подлинный, а вымышленный. То есть, смело «облачит» художественное повествование в документальную форму. Это получится не только глубоко органично, но повлечет за собой как бы двойной художественный эффект. С одной стороны, такая «документализация» придает повествованию большую достоверность, фактическую «подтвержденность» (кстати, в рассказе автор все время точно указывает также время и место действия), а с другой — оказывает на читателя большее эмоциональное воздействие.
История героически-трагической гибели Ивана, переданная казенным языком документа,— в конце войны рассказчик, разбирая дела тайной полевой полиции, находит бланк с фотографией юного разведчика и копией спецсообщения — действует особенно сильно. Здесь «включается» уже читательское сотворчество, особое эмоциональное воображение. Читатель не просто видит того Ивана, которого успел уже полюбить, но еще и сам «дорисовывает» его образ на основании тех фактов, что донесли до него строки гестаповского «документа», бесстрастно фиксирующего последние дни жизни юного героя:


«№... гор. Лунинец. 26.12.43 г. Секретно.
                            Начальнику полевой полиции группы «Центр»...
...21 декабря сего года в расположении 23-го армейского корпуса, в запретной зоне близ железной дороги, чином вспомогательной полиции Ефимом Титковым был замечен и после двухчасового наблюдения задержан русский, школьник 10— 12 лет, лежавший в снегу и наблюдавший за движением эшелонов на участке Калинковичи — Клинск.
При задержании неизвестный (как установлено, местной жительнице Семиной Марии он назвал себя Иваном) оказал яростное сопротивление, прокусил Титкову руку и только при помощи подоспевшего ефрейтора Винц был доставлен в полевую полицию...
...Установлено, что «Иван» в течение нескольких суток находился в районе расположения 23-го корпуса... занимался нищенством... ночевал в заброшенной риге и сараях: руки и пальцы ног у него оказались обмороженными и частично пораженными гангреной... Особые приметы: посреди спины, на линии позвоночника, большое родимое пятно, над правой лопаткой — шрам касательного пулевого ранения...
Допрашиваемый тщательно и со всей строгостью в течение четырех суток майором фон Биссинг, обер-лейтенантом Кляммт и фельдфебелем Штамер «Иван» никаких показаний, способствовавших бы установлению его личности, а также выяснению мотивов его пребывания в запретной зоне и в расположении 23-го армейского корпуса не дал.
На допросах держался вызывающе: не скрывал своего враждебного отношения к немецкой армии и Германской империи.
В соответствии с директивой Верховного командования вооруженными силами от 11 ноября 1942 года расстрелян 25.1.43 г в 6.55».


Как можно увидеть из приведенного отрывка, в героическом звучании рассказа отчетливо слышна и нота скорби. Осмысление войны как огромной народной трагедии — эта характерная черта творчества всех писателей-фронтовиков - в полной мере присуще Владимиру Богомолову.

 

( по книге: Журавлев С. И. Память пылающих лет.: Совр. сов.проза о Великой Отеч. войне: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 191 с.: ил.)

© МБУ ВМЦБС р.п.Чегдомын, 2011-2022

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru