Обратная
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:

   Обзор  журнала  «Дальний Восток»  -  №  5/2020 (сентябрь-октябрь)

 

               В рубрике «Культура и искусство» публикация Надежды Севастьяновой  «Вечная  красота  земли»  посвящена 90-летию  Нелли Евгеньевны Баранчук, заслуженного  художника РСФСР. «Её  мир полон цвета, изящных линий и красок. Она с лёгкостью сочетает яркие тона, сложные драпировки, узоры и необычные предметы. В каждой её картине чувствуется энергия и особый  взгляд  на мир». Творческую жизнь молодая художница начала в Хабаровске. Дальний Восток стал значимой вехой в её судьбе. Хабаровский край, Приморье, Камчатка, Командоры, остров Беринга, тундра стали творческой лабораторией Н. Е. Баранчук. Она  работала в нанайском селе Сикачи-Алян, корякских поселках, в оленеводческих стойбищах, в геологических экспедициях. «Жизнь на Дальнем Востоке - это время поисков и находок, время решительного утверждения индивидуальной живописной стилистики, обретения мастерства, широты взгляда, собственной темы. Чаще всего картины художницы знакомят нас с миром природы, существующим рядом с человеком. Её деревья, кусты, ветки дышат жизнью. Она пишет их с восторгом и упоением...». Именно в зрелых дальневосточных работах ощутимо проявилось её настойчивое желание найти «главную идею» природы, постигнуть её  красоту в случайном и малом, рассказать о временах года, о радости и тихой грусти, покое и взволнованности души «жестами» деревьев и «улыбками» цветов». «Главной темой творчества  Н. Е. Барачук  является мир земного плодородия и природного богатства. Многие её натюрморты наполнены великолепным фарфором, керамикой, стеклом, ювелирными  украшениями, изделиями народных промыслов, изысканными восточными тканями. В каждой её картине - новое настроение, новое живописное воплощение, новая цветовая гамма. Также важной темой творчества Нелли Баранчук  являются цветы — ошеломляюще яркие, трепетно нежные, садовые и луговые - прекрасные в своём многообразии, связанные со всей гаммой эмоциональных переживаний человека». Новым словом в работе Н.Е.Баранчук стали большие «исторические» натюрморты. Это композиции с включением старинных предметов, каждый из которых рассказывает свою «историю», а вместе они создают особый таинственный мир. По мнению современников, «Нелли Баранчук - прекрасный художник, живущий в мире собственных образов. Её искусство многогранно, оно впитало в себя течения изысканного модерна, французского импрессионизма и символизма. Её полотна полны эмоциональной  щедрости, восхищения  совершенством окружающего мира и красотой земли».

               В разделе «Проза» опубликованы 3 небольшие произведения главного редактора журнала Александры Николашиной  из серии «Литература и жизнь». В  рассказе «Шёл  по улице  зверёк, или записки звезданутого рака» автор с немалой долей иронии повествует о некоем профессоре К., который родился «под мистическим знаком гениальных деспотов и зануд» и которого неожиданно посетила литературная муза. Профессор, преподававший  студентам римское право, «перешагнув порог сорокалетия, увлёкся вдруг стихией великого и могучего русского языка. Неизвестно, кем он себя вообразил: мичманом в отставке доктором Далем или польским аристократом  Бодуэном  де  Куртенэ, только стал он постоянно носить с собою в портфеле увесистые тетради и записывать в них всё, что говорят люди. А те, в свою очередь,  иногда дарили ему колоритные фразы, но чаще всего выражались нецензурно. А интеллигентнейший К. всю их похабщину скрупулезно заносил в свои кондуиты. Потом просил жену перепечатать. Жена возмущалась, но печатала. Наверное, все-таки  понимала, что её муж родился на свет не специалистом по римскому праву, а филологом. И, как великий предшественник Бодуэн, считал, что изучать и сохранять нужно не книжную русскую речь (она и без него сохранится), а живую, сиюминутную». Он даже книжечку маленькую  выпустил,  которая, однако, «произвела в добропорядочном учебном заведении локальный ядерный взрыв». «А одна дама-юрист с кафедры, бегло пролистав его книжицу, усмехнулась и произнесла странную фразу.  Профессор К. не понял - то ли осудила, то ли посочувствовала:  «Знаете, кого вы мне напоминаете? Загадочного персонажа из поэзии Сергея  Вольфа: «Шёл по улице зверёк, делал лапкой поперёк». «К. почувствовал себя круглым идиотом - зверьки какие-то… Он-то здесь при чём? Профессора заклеймили как «пропагандиста мата, ведущего подрывную деятельность среди молодежи. Из Академии тем не менее его выперли, из города пришлось уехать тоже. Он живёт теперь в другом городе, однако, по-прежнему «делает лапкой  поперек»: преподает в институте римское право, влюбляется в небесных созданий, мимоходом обративших на него внимание, и издаёт за свой счёт книжки, похожие на нелепые симфонии…»

          В разделе поэзии встречаются знакомые имена – Андрей Земсков хоть и живет сейчас в Израиле, но всё равно считает  себя  хабаровским  поэтом. При этом  география представленных в номере поэтов достаточно широка: Италия, Москва, Севастополь, Брянск.

          В разделе «Очерк и публицистика» можно познакомиться с интересным  исследованием хабаровского журналиста Михаила Карпача «Уссурийцы. Казачество ХХI века: персоны и реалии». «Как живётся новоявленным станичникам и хуторянам на Дальнем Востоке в наши дни, что  им любо, а что не очень?» На этот вопрос  автор отвечает довольно подробно.

            Рубрику  «Страницы  истории»  представляет очерк Геннадия Константинова «Даманский: история конфликта». Г.Д.Константинов – преподаватель Хабаровской духовной семинарии, награжден памятным знаком за вклад в развитие города Хабаровска (2019). 2 марта 1969 года Китай устроил вооруженную провокацию против СССР на советско-китайской границе в районе острова Даманский на реке Уссури. Каковы причины даманских событий, вопросы Айгунского договора 1847 года? Геннадий Константинов обстоятельно рассказывает об этом конфликте. Это взгляд ученого-китаиста, историка, автора  известного труда «Последний император Китая в СССР».

          И завершают номер рассказы о природе «На берегах таёжных рек»  кандидата биологических наук, почётного работника  рыбного хозяйства РФ Сергея Золотухина. Произведения  автора - это результат экспедиций, исследований  по этнографии, археологии, гидрологии, биологии, статистике. Путешествия были разные – по речным просторам дальневосточных рек и дальше — по Японии, Америке.

© МБУ ВМЦБС р.п.Чегдомын, 2011-2022

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru