Обратная
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:

  Обзор  журнала  «Дальний Восток» - №  4 /2020  (июль-август)


В рубрике «Культура и искусство» в публикации «Русский художник с американским карандашом» автор Анастасия Рыбакова рассказывает об интересном человеке, талантливом художнике – Викторе Пожидаеве, который семнадцать лет жил и учился  в Америке. Его даже называли «американским художником с русскими корнями». «А Виктор - художник  абсолютно русский, с русскими корнями и даже кроной. И свою «дорогу живописца» он  начал в Хабаровске». После его выставки в хабаровской художественной среде стали даже поговаривать: «У нас появился дальневосточный Шишкин», хотя творчество Виктора - это не только пейзажи и, конечно, не только живопись. Шишкин действительно один из  любимых  мастеров Виктора. «Прозрачный текучий воздух, леса, лесные тропы, уводящие за границу холста — всё это художник любит и пишет. Выезжает с фотоаппаратом и этюдником, делает эскизы, а завершает картины у себя дома.  Особое место в творчестве Виктора занимает портрет. Виктор пишет близких, друзей, товарищей по академии. Передать характер на холсте, «нутро», настроение  героя картины одна только техника не поможет. Можно научиться, но, чтобы портрет жил, нужен всё-таки талант. В Америке этот талант, несомненно, разглядели». Художник  участвовал во многих выставках, а в некоторых конкурсах занимал высокие места. Были у него и авторские проекты в Колумбии, Силвер-Спринге, Оушен-Сити,  Филадельфии. Больше дюжины выставок, из них четыре персональные. Сейчас Виктор ведет курсы живописи в художественных мастерских института ТОГУ. И учеников с каждым месяцем становится всё больше. И, конечно, Виктор считает, что его «дом — здесь, в Хабаровске, на Дальнем Востоке, что у него русское всё - и родня, и мировоззрение, и образование. Только вот карандаши и краски американские».
В разделе «Юбилей» очерк Валерия  Ганского  «Шаман  на  Волге» посвящён  100-летию Николая Шундика - известной личности в истории советской и дальневосточной литературы. Первый ребенок в многодетной семье, Николай сызмальства  приучался  к  труду, воспитывался в постоянных заботах о младших братьях и сестрах. Вероятно, это обстоятельство сказалось на выборе профессии - он окончил Хабаровское педагогическое училище и в 1939 году по путёвке Хабаровского крайкома комсомола приехал учительствовать в самый северный район Чукотского национального округа.Можно сказать, что именно Чукотка сделала его писателем, отвела ему почётное место в формировании чукотской литературы. Очерки и повести Шундика стали первыми книгами о людях, живущих на «краю земли». Кочуя по тундре, Николай Елисеевич  хорошо изучил язык, историю и современный быт чукотского народа, его обычаи и обряды, что побудило его взяться за перо. Под впечатлением увиденного вскоре появились его очерковые записки «На краю земли советской» (1948). В 1952 г. вышла в свет его повесть «На Севере Дальнем» о жизни чукотских детей. Повесть выдержала несколько изданий и получила первую премию на литературном конкурсе за лучшую книгу для детей и юношества. Также в начале 1950-х годов Шундик обращается к романному жанру, который в последующие десятилетия будет ведущим в его творчестве. В основу первого романа - «Быстроногий олень» (1952г.) - в значительной мере лёг материал повести «На земле Чукотской». В нём рассказывается о жизни чукотского народа, о самоотверженном труде охотников и оленеводов в период Великой Отечественной войны. В самом названии писатель отразил то главное, что составляет первооснову и сущность традиционного бытия чукчей, их священный жизненный источник. Первый  роман  принёс молодому прозаику всесоюзную известность. Критики единодушно отмечали широту социально-исторического мышления писателя. А за произведение «Белый шаман» Н.Е.Шундику была присуждена Государственная премия РСФСР. Этот  роман, рассказывающий о жизни и обычаях чукотского народа и о тех переменах, которые внесла советская власть в его судьбу, можно рассматривать как своеобразную энциклопедию бытового уклада, нравов, верований, воззрений и занятий чукчей. Также роман «Белый шаман» отличается богатством языковой палитры, яркой и  насыщенной «северной» образностью». Многим читателям знакомы и другие произведения писателя, посвящённые Дальнему Востоку и Крайнему Северу: это романы «Родник у берёзы», «Древний знак», повесть «С красной строки». Н.Е.Шундик пробовал свои силы и в драматургии. Во многих театрах страны шли его пьесы: «Двенадцать спутников», «Одержимая», «Сергей Есенин». За литературное творчество  Николай  Елисеевич награждён   двумя орденами Трудового Красного Знамени и орденом Дружбы народов
Также в данном выпуске журнала можно найти и другие интересные публикации. Так, например, в рубрике «Окно в природу» представлен рассказ «Боцман Кузька» новосибирского автора Геннадия Гусаченко. Это увлекательная  история  о собаке  по имени  Кузька  на  рыболовном судне на Камчатке. Сам автор прошёл таёжными тропами уссурийской тайги и Забайкалья, неоднократно встречался с тигроловами и охотниками. Ходил на медведей, копытных животных и пушных зверей. Таёжные встречи и впечатления охоты и послужили темой для его рассказов.
В разделе «Проза» можно найти произведение Павла Панова с необычным названием «Солнцепоклонник Кэвэвтэгин». «Это замечательный рассказ. Добрый, с юмором, с национальным колоритом и общечеловеческими думами. И финал интересный и показательный - вот как жизнь разворачивается навстречу тогда, когда увлечённо занимаешься каким-то делом, пускай даже  в  маленьком, малоизвестном посёлке».  

 


 

© МБУ ВМЦБС р.п.Чегдомын, 2011-2022

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru