Обратная
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:

Обзор  журнала  «Дальний Восток»  -  №  6/2020 (ноябрь-декабрь)


          В рубрике «Страницы истории» можно познакомиться с документальным рассказом  Владимира Гофмана «Тоннель.1974», в котором он делится воспоминаниями о своём участии в ремонтно-строительных работах по очистке Дуссе-Алиньского тоннеля в составе военно-железнодорожного батальона, начиная с  декабря 1974 года. «Дуссе-Алиньский тоннель – это железнодорожный тоннель на Байкало-Амурской магистрали, на участке Ургал - Комсомольск-Сортировочный. Тоннель, расположенный на территории Хабаровского края, пересекает Буреинский хребет (точнее, хребет Дуссе-Алинь). Длина его 1852 м. Был построен в 1939–1953 годах силами заключенных (Бамлаг). Проходка велась здесь с двух сторон навстречу друг другу. После этого тоннель был брошен… В силу высокой обводненности  породы постепенно тоннель оказался полностью заполнен льдом». По словам автора, «так он и стоял до прибытия воинской части. Дренажная штольня была не достроена, и в тоннель попадала вода, которая замерзала. Некоторое время в тоннеле для поддержания рабочего состояния топили печки-буржуйки и разжигали костры специально назначенные люди. Потом их должности сократили, и тоннель стал промерзать. За  долгие годы в нём образовался ледяной стержень, а наледь даже вышла наружу со стороны западного портала. Она не таяла даже летом. Чтобы привести тоннель в рабочее состояние, надо было убрать из него тридцать две тысячи кубометров льда». Это и предстояло сделать прибывшим воинским подразделениям. Таким образом, с возобновлением строительства БАМа в октябре 1975 - феврале 1976 года силами железнодорожных войск тоннель был освобождён от льда (частично с помощью оттаивания, частично механическим путём)… И 4 ноября 1982 года он был введён в эксплуатацию. О строительстве тоннеля в предвоенные годы, о героическом, в прямом смысле слова, труде воинов-железнодорожников на восточном участке БАМа в семидесятые написано немало.Тем не менее  представленные  материалы автора станут  интересным дополнением к общей картине истории Дуссе-Алиньского тоннеля.
             В разделе «Проза» представлен рассказ дебютантки Ольги Набережной «Здесь всё на века и на минуту…». Это  история о подъёме в гору Музтаг-Ата пожилого американца, который в память о сыне, погибшем в этих горах, решил совершить восхождение за него.
               Здесь также представлен фрагмент из этнографического романа Николая Семченко «Лярва, или Про шаманов и людей», в который вплетены различные мифы и поверья народов-аборигенов  Дальнего Востока.
               В разделе поэзии собрана подборка стихотворений русских поэтов, живущих в Европе ( Пеньков В., Олгерт О., Свирская Л., Песочина Э.).
               В рубрике «Окно в природу» можно прочитать интересный рассказ М.Смирнова  «Однажды летом» о рыбалке на сома.
              Украинский и российский политолог Ростислав Ищенко в своём очерке «Почему Россия кормила лимитрофов» в разделе «Очерк и публицистика» затронул тему политики России в отношении  постсоветских  республик после распада  СССР
              В  рубрике «Культура и искусство» хочется отметить статью Ильи Штуцы  «Чёрный квадрат и оттенки серого…» о жизни и работе уличного фотографа в Санкт-Петербурге. И завершают  номер дневниковые записи об экспедиции на Шантарские острова известного учёного-биолога Светланы Шлотгауэр.

© МБУ ВМЦБС р.п.Чегдомын, 2011-2022

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru