Обратная
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:

В. Распутин «Прощание  с Матерой»

 

В основе повести лежит конкретная жизненная ситуация: затопление деревни-острова из-за строительства гидроэлектростанции, переселение людей на новые земли. Эта ситуация в приобретает общественно-символическое значение. Жанр повести определяется исследователями как философская притча. О судьбе родины, всей земли, некой моделью которой является Матера, с тревогой размышляет писатель. Недаром возникает столько ассоциаций со словом Матера: материк (земная твердь), мать сыра-земля, мать, матерый (здоровый крепкий) народный  уклад жизни. «Это произведение на мировую тему, - считает Д. Лихачев, - ибо тема отношения к родным местам интересует всех во всем мире».
Старики прощаются с Матерой как с живым существом. Уход ее осмысляется как вмешательство неразумной человеческой воли в естественный ход вещей, в разумное жизнеустройство. С исчезновением Матеры разрушается  и гармония человеческих отношений, ибо нарушается единство человека, общества и природы. Уход Матеры равносилен концу света. Но все это очевидно только для старух, старика Богодула и самого автора. Особенно тяжело переживает происходящее Дарья Пинигина, «самая старая из старух», главный «резонер» повести. Она «видит на память» всю историю Матеры, и читатель смотрит ее глазами, постепенно вживаясь в пространство острова. Образ Дарьи, пожалуй, самая большая удача Распутина, он уникален по своему драматическому психологизму и философичности.
Пафос философии Дарьи – в обращении к предкам, которые жили и умерли, чтобы подготовить жизнь новых поколений, оставили им свой духовный опыт. Она болеет душой за весь свой род, поэтому осквернение родовых могил материнцев «нечистью» из санэпидстанции становится для Дарьи и других старожилов Матеры подлинной психологической травмой. По их мнению, это признак полного одичания человека. Действительно, не нами начинается жизнь на земле и не нашим уходом заканчивается; как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки. Распутин устами своей Дарьи ведет разговор о важнейших вещах – сохранении памяти, корней, традиций. Память Дарьи не смыть водами Ангары. Она даже избу свою, в которой жили многие поколения предков, а она лишь временная хозяйка, провожает в последний путь, как живую, отмывая и беля в последний раз.
Писатель показывает, как от поколения к поколению связи с Матерой ослабевают. Пятидесятилетний сын Дарьи Павел уже не уверен, правы ли старики в своей  яростной защите острова, а его сын Андрей ведет с бабкой спор о техническом прогрессе. В дальнейшем существовании острова он не видит толку и согласен отдать его «на электричество», тем самым отрекаясь от своей родины и объединяясь с чужими, «официальными лицами», для которых жители Матеры – «граждане затопляемые». Писатель не против прогресса, но его настораживает то, что за ним теряется человек. По словам С. Переваловой, в устах Дарьи звучит материнская тревога и боль за человеческую душу, деформированную техногенной цивилизацией. Героиня видит, что уже не машины служат людям, а люди – машинам, и предостерегает: «Себя вы и вовсе скоро растеряет по дороге».
Фантастики и символика необычайно органичны в этой реалистической повести. Любимые герои Распутина способны видеть то, что необъяснимо никакой логикой. Поражают прозрения Дарьи – ее встреча со своим родом, с «многовековым клином» предков, на острове которого она видит себя. Остров сберегает маленький, молчаливый, но с выразительным взглядом диковинный зверек, живущий в земле, - Хозяин Матеры. Другая опора острова – царский листвень, который, согласно легенде, «крепит остров к речному дну, одной общей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матера». Ни топоры, ни огонь «чужих людей» не берут гордое дерево, некий природный корень земли. Хозяин острова и листвень олицетворяют силы самой природы. Вспоминает писатель и известную  русскую легенду о невидимом граде Китеже: Дарье кажется, что, подобно ему, «снялась, улетела Матера», не поддавшись разрушителям. Наконец, в финальном эпизоде интересны библейские реминисценции – всемирный потоп и Ноев ковчег, каковым становится барак Богодула.
Распутин заставляет читателя оглянуться на самих себя, вспомнить, с какой Матеры каждый из нас.


Источник:
Русская литература XX века. В двух томах: Т. 2, 1940-1990-е годы/ Л. П. Кременцов, Л. Ф Алексеева, Н. М. Малыгина и др.; Под ред. Л. П. Кременцова. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.

 

© МБУ ВМЦБС р.п.Чегдомын, 2011-2022

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru